Продукты Linn
Вход для дилеров
Второе, полуофициальное имя модели — Baby Klimax — указывает на ее ближайшее родство с флагманом акустического подразделения Klimax 350A. С одной стороны, технологическая и музыкальная преемственность неоспорима. С другой, имя Baby не совсем подходит колонкам, обладающим далеко не детскими возможностями и явно не похожим на «бэби». Другое дело — Klimax Junior… Впрочем, суть не в словах.
Степени родства
Модель Akubarik в активной (исследуемый экземпляр) и пассивной версиях следует рассматривать в прямой связи с Klimax 350A и Klimax 350P. Компания объявила о выпуске пассивных Akubarik совсем недавно (недели за две до даты тестирования); важно заметить, что в них сохранена активная басовая секция.
Akubarik введены в каталог вместо напольных колонок Akurate 242, производство которых плавно сходит на нет и вскоре будет прекращено. Эта рокировка сделала, несомненно, более логичной структуру акустического подразделения Linn.
High End-компании нередко предлагают продукты, располагающиеся ступенью ниже флагманских, под лозунгом «то же самое, но за меньшие деньги». И хотя чаще всего эти деньги лишь не намного меньшие, подобный ход считается правильным с точки зрения маркетинга. Однако в данном случае разница в цене весьма велика — почти в два раза, притом что и по возможностям, и по спецификациям, и, наконец, по музыкальным способностям разрыв между моделями далеко не двукратный. По правде сказать, я не усмотрел в Akubarik существенных намеков на компромиссность.
В Akubarik присутствует все то, чем были наделены Klimax 350A, — и трехполосный модуль 3K, и фильтры Aktiv, и усилители Chakra, и импульсное питание Dynamik. Но не только. Как и у людей, у аудиокомпонентов те или иные фирменные (или фамильные) признаки наследуются не обязательно лишь по прямой линии: у кого-то обнаруживаются и черты далеких «троюродных» предков.
Случай непрямого наследования в контексте настоящей статьи — это реализация в Akubarik изобарического низкочастотного оформления (на это намекают последние два слога в имени акустической системы), которого мы не видим в Klimax 350A. Именно компания Linn десятилетия тому назад ввела в обиход этот тип оформления (если не ошибаюсь, патент датирован 1975 годом).
Напомню: изобарическое НЧ-оформление принципиально активное и подразумевает наличие особой камеры с двумя динамиками (чаще всего на противоположных ее стенках), работающими синфазно и в одном направлении под управлением музыкального сигнала.
Таким способом в камере поддерживается неизменное («изо…») давление («…бар»). То есть одна головка отвечает за музыку, а другая создает ей идеальные условия для творчества — пример совершенного партнерства. Это элегантное решение позволяет получить весьма привлекательное отношение глубины (и качества) нижнего регистра и объема корпуса. Linn может гордиться подобным новшеством. Впрочем, как и многим другим.
По сравнению с Klimax 350A исследуемая модель существенно менее мощная — пожалуй, только это свидетельствует в пользу эпитета «бэби». Klimax превосходят Akubarik по нижней границе частотного диапазона на 8 Гц. С одной стороны, 8 Гц в басу — это немало. С другой, как известно, существует ничтожно мало записей, содержащих по-настоящему глубокий бас.
Есть небольшие отличия в частотном разделении. Кроме того, флагман объемнее Akubarik — на 6 л, на 8 см выше и на несколько килограммов тяжелее.
В низкочастотной секции Akubarik работают тет-а-тет два 200-мм (8 дюймов) динамика. Основной, излучающий во внешнее пространство, размещен в нижнем торце кабинета.
Четыре коротких колонны из полированной нержавеющей стали образуют пространство между корпусом АС и мощной, скульптурной формы подставкой из черненого алюминия. Тем самым изнутри свободное дыхание вуферу обеспечивает изобарический партнер, а снаружи — вышеупомянутые колонны. В результате модель демонстрирует бас исключительно высокого качества, о чем я подробнее скажу ниже.
Akubarik — это пятиполосная активная акустическая система с шестиполосным усилителем Chakra мощностью 6 x 100 Вт (две полосы в мостовом режиме приданы паре Буферов в изобарической конфигурации). За три верхних поддиапазона отвечает модуль 3K, объединяющий 13-мм СВЧ-, 25-мм ВЧ- и 75-мм СЧ-излучатели.
Конструкторы расположили головки в рамках 3K максимально компактно, очевидно, чтобы приблизиться к точечному источнику звука на соответствующем частотном отрезке (выше 300 Гц). Это стремление подкреплено другими приоритетными в фазовом отношении подходами: активной фильтрацией, закрытым оформлением 150-мм фронтального динамика (работает в полосе 110—300 Гц) и изобарическим союзом нижних двух Буферов.
Запатентованная усилительная технология Linn Chakra подразумевает совмещение в схеме класса D моночипа, который оперирует на малых уровнях сигнала, и разгоняющих мощность ультралинейных биполярных транзисторов. Компания работала над микросхемой в тесном контакте с лучшими производителями, причем основным критерием была не мощность, а качество звучания, приличествующее Linn. Питается вся схема от импульсного источника Dynamik.
Усилитель и полосные фильтры Aktiv размещены на одной плате, что гарантирует кратчайший путь сигнала; плата смонтирована на задней стенке корпуса и особым образом виброизолирована. Охлаждение осуществляет пассивным способом — посредством воздушного канала оригинальной конструкции.
Создатели снабдили Akubarik регуляторами отдачи и среза частотных полос для адаптации звучания к акустическим условиям помещения. Пять винтов со шлицами под отвертку расположены под съемной (на винтах) перфорированной крышкой в тыловой части верхней панели; в Klimax 350A это решено иначе. Есть возможность задавать нижнюю частоту (20, 40 и 60 Гц) и крутизну среза (ниже 40 Гц, в диапазоне 0—7 дБ, с шагом 1 дБ), а также отдачу динамиков 3K-массива — СЧ, ВЧ и СВЧ в диапазоне ±1,5 дБ (с шагом 0,5 дБ).
Надо ли говорить здесь о качестве изготовления? Как всегда у Linn, сто баллов из ста!
Единство противоположностей
3K-группа, экспрессивно стекающая крупной черной (в ином исполнении — серебристо-ртутной) каплей, производит сильный визуальный эффект, делая неповторимым облик акустических систем Linn.
Элемент, словно подсмотренный у Сальвадора Дали (помните его стекающие часы?), доминирует в дизайне Akubarik, Klimax… Общее же впечатление от пары колонок обусловлено контрастным сочетанием этой вполне сюрреалистической детали со строгой классической геометрией, образованной прямыми линиями (вертикали) и закруглениями (боковые части, обводы опорной плиты), и безупречной, очень декоративной отделкой и полировкой (орех; всего фирма предлагает более 200 вариантов). 3K-модуль в дизайне Akubarik легко вызывает ассоциации с башней «Корнишон» Нормана Фостера в столице Великобритании.
Думается, для шотландской компании вообще характерно противопоставление крайних, полярных тенденций, консервативной классики и инновационности, ей свойственны широта и зоркость взгляда, свое, всегда специфически оригинальное видение перспектив аудиоиндустрии и спокойная самодостаточность. Linn самодостаточна ровно в той же мере, в какой самодостаточны высочайшее качество и передовой интеллектуальный уровень.
Ее модельный ряд подобен арочному мосту, опорами которого служат идеологически противоположные произведения (сделанное Linn хочется называть именно произведениями, а не продукцией).
Одна опора — это Linn Sondek LP-12, вечно молодой дебютный проигрыватель грампластинок, выпускаемый с 1973 года, то есть уже 40 лет (в юбилейный год Linn показала звукосниматель Kandid для него). Д
ругая опора — ультрасовременные цифровые устройства, реализующие перспективные схемы класса D в особом варианте (усилительная концепция Chakra) и т. д. И никаких проигрывателей CD и прочего подобного посередине, под пролетом моста…
Символично, что Айвор Тифен-брюн принял из рук Елизаветы II орден Британской империи (в 1992 году, по рекомендации М. Тэтчер) — первейший инноватор в своей сфере удостоился награды страны, исторически ассоциирующейся с консерватизмом. A Linn получила награду королевы и в прошлом году.
Еще одна черта компании, о которой необходимо сказать, — это элегантная простота, гармоничная и гибкая системность решений. Ти-фенбрюн любит цитировать максиму Эйнштейна: «Все должно быть простым, насколько возможно, но не проще».
Могу припомнить только один-два случая, когда монобрендовая система представлялась настолько же гармоничной и завершенной.
Во время музыкальной экспертизы пара Akubarik венчала предельно лаконичный звуковой тракт, в котором кроме колонок трудились только сетевой проигрыватель с предусилителем Klimax DSM и iPad с программой Linn Kinsky; лишь по последнему формальному признаку система не была монобрендовой.
Уровни постижения
Музыка (как и кино) относится к так называемым временным искусствам, в отличие от, например, статичных живописи и архитектуры (хотя восприятие всегда не статично). Восприятие и постижение музыки, представляющей собой поток высокоорганизованной акустической энергии (горизонталь), проходит ряд этапов — от подсознательного до умозрительного — по вертикали, снизу вверх. Во всяком случае, так работает мое восприятие.
Приступая к прослушиванию, — не только как журналист, но и дома, и в концертном зале, — я сначала воспринимаю «тело», плоть звука на эмоциональном уровне.
Собственно, это главное, что нужно человеку и для чего существует музыка, а остальное вторично и понадобится разве что музыковеду или аудиоэксперту, препарирующему звучание в рамках теста.
Звучание Linn ассоциируется с красивыми текучими формами, покрытыми каким-то особым дорогим лаком — вроде шеллака, который используют скрипичные мастера (надеюсь, читатель простит мне эту мебельную параллель). Оно само по себе очень красивое и не располагает к осмыслению, хотя и не препятствует ему. Пара Akubarik организует канал передачи эмоциональной энергии высоких порядков в рафинированном виде, какая бы музыка ни звучала: классическая, джазовая, вокальная, крупные или камерные формы…
Интересующимся скажу, что при прослушивании не возникало ни малейших претензий к тональному балансу, тембрам, совершенно не было слышно дробления аудиодиапазона на пять отрезков, а замечательно верная, сбалансированная, стабильная и просто очень приятная музыкальная сцена свидетельствовала о должном решении фазовых вопросов и позволяла говорить не только о стереофоническом, но и о голографическом эффекте.
Слышна ли «цифра»? Слышна. В звучании, однако, выпукло очерчены ее бесспорные преимущества: высочайшая и корректная детальность, убедительная телесность вкупе с абсолютной динамической раскрепощенностью — и нивелированы недостатки.
Динамический ресурс Akubarik может показаться компромиссным разве что при очном сравнении их с отцом, Klimax 350A, да и то в достаточно большом помещении.
Отдельных слов достоин исключительного качества нижний регистр. Вот они — изобарическая и активная идеи в действии.
Интонационную, тональную и динамическую структуру НЧ-материала пара Linn Akubarik транслирует необыкновенно реалистично и подробно. Это бас не только самого высокого музыкального, но и передового кинотеатрального уровня. Во время тестирования я, разумеется, не смотрел кино, однако в способности Akubarik убедительно передавать сложнейшие киноэффекты сомневаться не приходится.
Разумеется, в случае кинотеатра к технике Linn придется добавить соответствующее оборудование, но весьма желательно оставить сетевой проигрыватель: Klimax DSM или Klimax DS плюс Kontrol или Akurate DSM. Linn дает возможность комбинировать.
В начале статьи я заметил, что имя Baby Klimax не совсем подходит Akubarik. Другое дело, Genius Baby Klimax.
Вывод
Акустические системы Akubarik полностью соответствуют классу Linn и достойно представляют родство с Klimax 350A — как в технологическом, так и в звуковом отношении. Это аудиокомпонент по-настоящему передового, респектабельного уровня для интеллектуалов, людей, способных не только слушать, но и слышать музыку.